Нормирование отходов: учет регионального фактора
Сложившаяся система нормирования создает возможность для неограниченного загрязнения окружающей среды и характеризуется низкой эффективностью применения и большим количеством административных барьеров. К тому же она не учитывает особенности регионального роста нагрузки негативного воздействия на окружающую среду. Из года в год лимиты по предприятиям региона повторяются, хотя мощности объектов размещения в регионе истощаются. Существует неопределенность в строительстве новых полигонов, растет количество несанкционированных свалок. Все это свидетельство об отсутствии эффективной политики принятия решений в области размещения с отходами на региональном уровне. Необходима массовая паспортизация отходов.
Распоряжением Правительства РФ от 27декабря 2012 г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», в которой приводится краткая характеристика сложившейся ситуации в области обращения с отходами на территории Российской Федерации. В частности, отмечается: «Объем образования в Российской Федерации отходов производства и потребления ежегодно растет и в 2011 г. составил 4,3 млрд т, из них 60,6 млн тонн (1,4 %) приходится на твердые бытовые отходы. <…> В результате прошлой хозяйственной деятельности накоплено 31,6 млрд т отходов производства и потребления. Более 14,7 тысяч санкционированных мест размещения отходов занимают территорию общей площадью порядка 4 млн гектар. Помимо этого выявляются и ликвидируются свалки. Так в 2011 г. было выявлено 41,8 тыс. и ликвидировано более 35,2 тыс. свалок».
В госпрограмме сделан вывод о том, что сложившаяся система нормирования создает возможность для неограниченного загрязнения окружающей среды и характеризуется низкой эффективностью применения и большим количеством административных барьеров. В качестве примера - паспорт опасного отхода выдают не сразу и после заполнения целой стопки документов.
Сформированная в 80-х гг. прошлого века система нормирования практически не изменилась и не учитывает особенности регионального роста нагрузки негативного воздействия на окружающую среду.Существующая более 30 лет система нормирования в области обращения с отходами носит «точечный (по объектный) характер» и не учитывает предел возможностей территорий по принятию нагрузки от антропогенного воздействия от отходов производства и потребления. Результат такого подхода – это отсутствие положительных тенденций в решении следующих проблем в области обращения с отходами,как: